Что такое автомобиль рефрижератор?

С середины далеких 18 столетия люди и большинство компаний начали задумываться над тем, как эффективно и без потерь перевозить скоропортящуюся продукцию. Единственно верным решением оставалась перевозка грузов поездами. Долго это не могло продолжаться по понятным причинам, и в 1938 г. в свет вышла самая первая модель грузовика-рефрижератора. Это стало возможным после портативного изобретения Фредерика Маккинли Джонса. Речь идет об приборе воздушного охлаждения, который пригоден к применению в автомобилях грузового назначения.

В 1940 году Фредерик обзавелся патентом, отыскал делового партнера, а спустя 9 лет была создана компания, набравшая многомиллионный оборот. Изобретение Джонса возымело большой успех во времена Второй мировой войны. В те времена зачастую нужно было как можно скорее доставлять скоропортящиеся товары в военные госпитали и на передовую.

Особенности авторефрижераторов. Что они из себя представляют?

Рефрижераторы представляют собой грузовые транспортные средства, прицепы либо полуприцепы, обладающие уникальной конструкцией с целью транспортировки различных скоропортящихся товаров. К ним относятся овощи и фрукты, мясная продукция, морепродукты, а также многое другое. По внешнему виду такой транспорт мало чем отличается от обычных грузовиков. В то же время есть ряд отличительных особенностей.

Во-первых, в основе автомобилей-рефрижераторов заложено три основных элемента:

Во-вторых, напольное покрытие, стены и потолочное пространство обшиты металлом (алюминий, нержавеющая сталь) или стекловолокном.

В-третьих, в качестве изолятора выступает алюминиевая фольга с прослойками воздушных масс и пенополиуретан. Это способствует улучшению изоляции, не допускает поглощение запахов стенами и полом при транспортировке продуктов питания.

Область применения автомобилей с рефрижераторами

Такое знакомое каждому понятие, как «скоропортящиеся товары», имеет довольно широкое определение. Сюда входят овощи, фрукты, мясная продукция, замороженные и молочные товары. По экономическим соображениям, а также ряду нормативных требований, сфера применения рефрижераторов немного расширилась в нынешнее время:

  • Фармацевтика – некоторые виды лекарств (к примеру, вакцина от сезонного гриппа, инсулин) должны перевозиться и храниться при определенных показателях температуры.
  • При транспортировке табачных изделий редких сортов также требуется контролировать температуру, чтобы сохранить свежесть и качество.
  • Для предметов изобразительного искусства, антиквариата также важно обеспечить необходимые условия транспортировки. Декоративные изделия, коллекционные автомобили, а также другие ценные предметы приходится перевозить на большие расстояния, что требует соответствующего подхода.
  • Средства личной гигиены – такой ассортимент может испортиться в неподходящих условиях транспортировки при перевозке с заводов на склады и в обратном направлении. К примеру, губная помада быстро тает, если не поддерживать нужную температуру.
  • Химические и инженерные материалы – контролировать показатели температуры необходимо с целью минимизации рисков возникновения химической реакции. Несоблюдение условий оборачивается взрывом, пожаром, нередко сказывается на качестве товара не в лучшую сторону.

Современные холодильные агрегаты, предназначенные для грузового транспорта, способны поддерживать оптимальную температуру и влажность на протяжении всей поездки, чтобы товар благополучно прибыл в предварительно назначенный пункт.

Внутри кузова поддерживается не только низкая температура, при необходимости воздух нагревается. В зимний период автомобили с рефрижераторами используются для транспортировки термочувствительной продукции, которая нуждается в защите от замерзания.

Типы авторефрижераторов

Используемое для транспортировки скоропортящихся товаров специальное оборудование должно соответствовать определенным требованиям, согласно европейским правилам. В созданном соглашении уделяется внимание важным критериям:

  • Устанавливаются нормы в отношении транспортных средств, в которых регулируется температура. Это не только грузовые автомобили, но и железнодорожные вагоны, морские контейнеры.
  • Создаются списки продуктов питания, а также определяются максимальные допустимые показатели температуры.
  • Формируется перечень тестов, которые нужны для определения соответствия оборудования принятым нормам. Это касается кузовных и холодильных агрегатов.
  • Создается система сертификации холодильных установок, которая удовлетворяет стандартам.

Договаривающиеся стороны обязательно должны признать сертификаты, которые выданы соответствующими органами. Согласно таким нормам рефрижераторы, размеры которых могут быть различными, принято разделять на несколько классов в зависимости от поддерживаемых показателей температуры:

  • «A»: от 0 до +12 градусов.
  • «B»: от -10 до +12 градусов.
  • «C»: от -20 до +12 градусов.
  • «D»: ниже или равно +2 градусам.
  • «E»: ниже либо равно -10 градусам.
  • «F»: ниже либо равно -20 градусам.

Большинство автомобильных терморефрижераторов, используемых для транспортировки скоропортящихся продуктов (включая прицепы, полуприцепы) имеют соответствующие предварительно заверенные сертификаты:

  • FRC,
  • FRB,
  • FRA,
  • FNA.

Это обозначение соответствует трем начальным классам – «A», «B», «C». Это относится к транспортным средствам, имеющим усиленную изоляцию кузова, грузовикам-рефрижераторам. Срок действия сертификата составляет 6 лет, а по завершении этого периода сертификация продлевается еще на 3 года. Предварительно необходимо пройти эксплуатационный тестирование на станции ATP.

Особенности конструкции рефрижераторов

Автомобильные рефрижераторы созданы не столько с целью охлаждения перевозимой продукции, сколько для поддержания необходимых показателей температуры. Именно поэтому конструкция системы включает в себя три главные элементы:

  • Компрессор. Крепится ближе к двигателю и связан с ним ременной передачей. Собственно это и приводит его в действие. Роль компрессора заключается в сжатии газообразного хладагента, который потом направляется в конденсатор.
  • Конденсатор. Данный элемент системы располагается на прицепе рефрижератора. Он принимает сжатый хладагент, который становится жидким, проходя по извилистым трубкам испарителя. За счет оптимальной удельной поверхности змеевика обеспечивается максимальное охлаждение. При нагреве хладагент снова переходит в газообразное состояние и возвращается в компрессор, цикл продолжается.
  • Изоляция. В охлаждении не было бы смысла при отсутствии качественной изоляции. Как правило, весь кузов «оборачивается» однородным слоем пенополиуретана. В итоге формируется барьер, отделяющий внутреннее пространство, где температура регулируется, от наружного теплого воздуха и влаги.

Суть охлаждения заключается в том, что не холодный воздух добавляется, а отводится тепло из рабочей камеры.

Доставка скоропортящейся продукции регламентируется не только европейскими соглашениями. Предусмотрены специальные санитарные норативы, требующие содержать закрытый кузов в чистоте.

Чтобы удовлетворять санитарным требованиям, для отделки внутреннего пространства рефрижераторов используются монолитные сэндвич-панели толщиной от 40 до 80 мм. У такого покрытия низкий коэффициент теплопроводности, а также присутствует стойкость к гниению, возникновению плесени.

Стоит учесть, что каркасные термические кузова – не самая эффективная и экономная реализация рефрижератора. Это обусловлено сложностью поддерживания низкой температуры в такой «термобудке». К тому же из-за конденсата, которого не избежать, металлические детали неизбежно ржавеют.

Многие авторефрижераторы – это, по сути, фургоны, пригодные для установки на любое грузовое транспортное средство (например Газель). Монтаж холодильного оборудования обеспечит доставку скоропортящихся продуктов без вреда для качества. Это делает машину универсальной и позволяет расширить ассортимент перевозимых товаров.

На сайте компании «ТермоАвто» Вы можете купить и установить оборудование высокого качества. Работают такие рефрижераторы от двигателя или автономно. Наши специалисты помогут определиться с выбором.